Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Войти
Поиск
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГЛАВЫ (87951) 2-93-53

Большой герой Малой земли


Большой герой Малой земли

 

Герой Советского Союза Анатолий Дмитриевич Емельяненко родился 10 октября 1918 года на Алтае. В 1929 году семья переехала в Ставропольский край, в село Краснокумское.

Давняя детская мечта стать моряком стала осуществляться, когда Анатолий, окончив георгиевскую школу, поехал в Баку и поступил в морской техникум. Здесь изучил морское дело и навигацию, мог быть и кочегаром котлов, и мотористом, но душа больше лежала к специальности вахтенного. После окончания техникума Емельяненко направили на танкер «Будённый», где вскоре он стал за штурвал. Возил бакинскую нефть во все части Каспийского моря, бывал в и Махачкале, и Красноводске, и в Астрахани.

В 1939 году способного матроса выдвинули на должность помощника капитана танкера. Осенью того же, 1939 года, Анатолия Емельяненко призвали в армию. Вернее в ВМФ, учитывая его гражданскую специальность. Попал он в состав Одесской ВМБ, где окончил морскую учебку, а в 1940 году в связи с формированием Дунайской военной флотилии был переведён на полуглиссер в её состав.

Служил рулевым в Килийской группе кораблей. На этой должности и застало его начало Великой Отечественной войны.   

Ещё задолго до 22 июня 1941 года моряки Дунайской флотилии были приведены в боевую готовность – румынские войска стали сосредотачиваться в районе города Галац и южнее дельты Дуная. Первую неделю войны Емельяненко вместе с другими моряками, бойцами и пограничниками препятствовали форсированию румынами Килийского гирла. Но в июле 1941 года, когда начались нещадные налёты авиации, и положение на Южном фронте ухудшилось, Дунайская флотилия начала прорыв в Одессу. Полуглиссер Емельяненко от артиллерийского огня получил серьёзные повреждения и затонул, а экипаж был спасён бронекатером № 205, при этом Емельяненко был легко ранен. С этого дня он стал членом экипажа этого бронекатера.

В боях за Крым

В декабре 1941 года Анатолий Емельяненко в составе экипажа катера участвовал в первой Керченской десантной операции, а после овладения нашими войсками Керченским полуостровом, неоднократно совершал рейсы по подвозу боеприпасов и оружия в порты Керчь и Камыш-Бурун. Опасные походы в Керченском проливе длились до мая 1942 года. Суда в нём подвергались бомбардировкам с воздуха, немецкая авиация сбрасывала глубинные мины, появлялись подводные лодки с их торпедными атаками.

Тяжелейшим выдался май 1942 года. Гитлеровские войска 8 мая прорвали оборону и уже 15 мая овладели Керчью. Тысячи советских бойцов спешно эвакуировались на Таманский полуостров. Наибольшая тяжесть перевозок в эти дни выпала на долю моряков. Катер Емельяненко в эти майские дни трудился без передышки. Моряки несли большие потери от всех видов вражеского огня – многие малые и большие суда и поныне покоятся на дне Керченского пролива. Бронекатер Емельяненко остался на плаву, но получил многочисленные повреждения. В одном из последних рейсов командир отделения рулевых Емельяненко был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь в город Геленджик, а затем и в город Батуми.

         «Крым не сдадим!»

4 февраля 1943 года советские морские пехотинцы провели успешную десантную операцию, закрепившись на клочке Черноморского побережья. Позднее эта территория получила название Малая земля. Красноармейцы создали плацдарм для последующего освобождения Новороссийска.

После освобождения Таманского полуострова, войска Северо-Кавказского фронта стали готовиться к десантной операции на Керченский полуостров. Впервые штурмовые десантные отряды отбирались только добровольцы, а среди моряков – наиболее опытные бойцы. Поскольку старшина Емельяненко почти два года назад участвовал в переправах через Керченский пролив, он и его мотобот одним из первых был отобран в состав отряда морского обеспечения Керченского десанта.

Эльтиген – огненная земля. Высадка на Керченский полуостров – одна из крупнейших десантных операций в истории нашего Отечества.

Керченско-Эльтигенская десантная операция началась в ночь на 1 ноября 1943 года. Несмотря на бушующий шторм, мотобот Емельяненко преодолел водное пространство и без потерь высадил свою группу в районе посёлка Эльтиген.

С начала ноября старшина десантного мотобота Новороссийской ВМБ Черноморского флота старшина 2-й статьи Емельяненко перевёз не только несколько подразделений 318-й стрелковой дивизии, но и большое количество боеприпасов, оружия и медикаментов героическим защитникам Эльтигена. В эти дни на Таманский полуостров он вывез порядка 180 раненых бойцов.

Из книги А.А. Казаряна «Герои боев за Крым», выпущенной симферопольским издательством «Таврия» в 1972 году.

«Это небольшое суденышко сделало пятнадцать рейсов через штормовой пролив. Изрешеченное пулями, осколками мин и снарядов, оно чудом держалось на плаву, да еще и выполняло сложные боевые задачи. Во время высадки бойцов, разгрузки ящиков с боеприпасами и продовольствием экипажу мотобота постоянно приходилось прикрывать десантников огнем из бортовых установок. Вместе с тем часть малочисленного экипажа вынуждена была вести борьбу за живучесть корабля – заделывать пробоины в корпусе, которых становилось все больше и больше. Во время одного из рейсов командир мотобота Анатолий Емельяненко заметил, что немецкие автоматчики прорвались к самому урезу воды и приготовились встретить бот огнем. Тогда он сам взялся за крупнокалиберный пулемет и вынудил фашистов отойти. На обратном пути мотобот подвергся авиационному налету. На него пикировали три «Юнкерса-87». Анатолию приходилось все время менять курс, увеличивать или вообще стопорить ход. Одному из стервятников удалось прошить пулеметной очередью палубу.

- Поврежден двигатель, - доложили из моторного отсека.

- Течь в носовом кубрике, - услышал Емельяненко еще один доклад.

А пикировщики обрушились с еще большей яростью. Единственным средством защиты были палубные пулеметы. Но не так просто попасть в самолет, когда волны швыряют мотобот из стороны в сторону.

Вовремя подоспели советские истребители.

К причалу мотобот подходил, едва не черпая бортами воду.

- Нужен ремонт, - определил командир дивизиона.

- К вечеру все исправим, - ответил старшина 2 статьи Емельяненко.

И хотя у матросов не было уже никаких сил, их вконец вымотали шторм, бессонные ночи, постоянное напряжение слово они сдержали. Мотобот снова вышел в море и взял курс на полыхающее огнем керченское побережье».

8 ноября 1943 года, в штормовую погоду совершая свой 15-й поход, мотобот Емельяненко уже вблизи крымского  берега был атакован вражеским самолётом. Пулемётная очередь пришлась по моторному отсеку, и он был выведен из строя. Мотобот стал неуправляемым, и гигантские штормовые волны выбросили его на берег в районе Эльтигена. Старшина 2-й статьи Емельяненко и два его подчинённых взяли в руки личное оружие и влились в ряды защитников плацдарма.

К этому времени гитлеровское командование подтянуло к керченским плацдармам дополнительные силы, вражеские катера, быстроходные десантные баржи (БДБ) и корабли усилили свой нажим на коммуникации в Керченском проливе, а авиация с множественных крымских аэродромов завладела численным превосходством в воздухе. Началась длительная блокада Эльтигенского десанта с моря и воздуха.

До 25 ноября старшина Емельяненко, влившись в отряд майора С.А. Борзенко сражался на самом южном участке плацдарма и участвовал в отражении всех контратак противника, в том числе и танковых, со стороны мыса Такиль, Тобечика и Камыш-Буруна. Был тяжело ранен, но ввиду изоляции Эльтигенского десанта ещё до 10 декабря 1943 года находился на плацдарме. Долгий путь в госпиталь у тяжелораненого старшины Емельяненко продолжался более полумесяца.

За мужество и героизм, проявленные в ходе двух Новороссийских и Керченско-Эльтигенской десантных операций, старшине 2-й статьи Емельяненко в январе 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Об этом отважный моряк узнал в Сочинском госпитале, где долгое время находился на лечении. После выхода из госпиталя он получил в Новороссийске от командования ВМФ высшие награды Родины и… на советско-германский фронт больше не попал, а был направлен сначала на курсы младших лейтенантов, а затем, уже в сентябре 1944 года – на Тихоокеанский флот.

С 1946 года лейтенант А.Д. Емельяненко – в запасе. Жил и работал в Ялте. Умер 11 октября 1988 года.

Именем Героя названа улица в райцентре Табуны Алтайского края. Оно увековечено на Мемориале Славы в городе Барнаул и на Аллее Славы Героев в Георгиевске.

Анатолий Емельяненко был награжден:
Орденом Ленина
Орденом Красной Звезды

Орденом Отечественной войны I степени
Медалью «За отвагу» (СССР)
Медалью «За оборону Одессы»
Медалью «За оборону Севастополя»
Медалью «За оборону Кавказа»
Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медалью «За победу над Японией».

Николай Гастелло, совершивший огненный таран на своём самолёте в самом начале войны, партизан Александр Чекалин, легендарный лётчик Алексей Маресьев – героических имён так много… Как поётся в известной песне, «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Очень важно, чтобы мы помнили о них и рассказывали своим детям о том, какой ценой долгие 1418 дней ковалась Победа, ставшая для нас сегодня объединяющей национальной идей.


Подготовила Лариса Малько,
управление информационной и аналитической работы
администрации Георгиевского городского округа



Количество показов: 980
Дата изменения: 13.05.2020 15:21:42

Возврат к списку


Зайцев Андрей Владимирович

Глава Георгиевского муниципального округа
Ставропольского края