Прялка, рубель, рукотёрник… Что мы знаем о быте наших предков?
История музея станицы Незлобной началась буквально с одного глиняного горшка, принесенного кем-то для тематического мероприятия. Постепенно, один за другим в музее появились кувшин, прялка и рубель, старинная керосиновая лампа и рушник.
Первые экспонаты собирали сами жители, заглянувшие в библиотеку «на огонек». Теперь это не просто выставка – это настоящий музей. Есть даже старинный письменный прибор. Его передала в дар жительница станицы Ольга Яковлевна Каунова.
Но главная ценность этого музея даже не в уникальности коллекции и неповторимости экспозиции, а в том, что здесь живет душа.
Всякий раз, при посещении этнографического музея наши современники задаются одним и тем же вопросом: как можно было на коромысле носить полные водой ведра или читать при керосиновой лампе, пить молоко из кринки, что такое прялка и рубель?..
В этой публикации рубрики «Раритет» мы постараемся раскрыть значение предметов старинного деревенского быта.
Прялки были особой гордостью хозяек: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
Прялки были ручные и ножные. На ручной прялке волокно наматывалось на веретено, а на ножной – на катушку. Чтобы во время работы маленькие дети не мешали, около себя или за столом ставились приспособления в виде трубы с сидением внутри – дупла (в современном мире – детские стульчики). В них усаживали ребенка, который сам еще плохо мог сидеть, чтобы он не падал, давали в руки тряпичных кукол или другие игрушки.
Неотъемлемой частью «бабьего кута», то есть женской части деревенской избы, был рушник или рукотёрник. Предназначался рушник прежде всего для вытирания рук во время стряпни.
А столовое полотенце, которым вытирали посуду, называлось чашечник.
Рубель – деревянная доска с вырубленными желобками для катания белья. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку (валёк) и начинали катать по столу толстой прямоугольной, с короткой округлой рукоятью, палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой «утюг» рубель. Семь потов сойдёт с той чистюли, которая хочет выглядеть аккуратной.
И только в XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.
Угольные утюги делали с крышкой вверху и с отверстиями внизу. Отверстия внизу утюга нужны были для того, чтобы туда поступал воздух. Перед тем как начать гладить, открывали крышку и насыпали горячих углей. Угли нагревали дно утюга и после прогрева его, начинали гладить белье. Цельнометаллический, выполнялся в основном из чугуна, был тяжеловат. Такими утюгами пользовались до 1975 года.
Еще одна музейная ценность – керосиновая лампа. Она пришла на смену свечам, пламя которых было открыто и небезопасно, да и на улице свечу мог задуть ветер. Эти проблемы решились с появлением керосина.
Почётное место в музее занимает фрагмент настоящего казачьего плетня. Библиотекарь Светлана Мельникова нашла его под грудой мусора. Его необходимо было не только вызволить из-под хлама, но и в целости привезти в музей, что походило на спецоперацию. Теперь плетень – часть экспозиции станичного быта.
Есть и старинный патефон. Его в фонд музея передал Анатолий Лисов.
В местном музее не просто собрана коллекция предметов быта наших предков, тут живет дух тех времен, бережно хранимый и почитаемый смотрителями музея. Нужно видеть, с какой трогательной заботой здесь оседает вся история станицы, включая и новейшую. Поэтому нам еще будет, о чем рассказать…
Управление информационной и аналитической
работы администрации Георгиевского городского округа