Немногие люди любят путешествовать, знакомиться с новыми местами и странами, обретать новые впечатления. Просто часто что-то мешает: то ли семейные обстоятельства, то ли финансовые проблемы…. А тут еще коронавирус, да жара!
А что если я скажу вам, уважаемые читатели, что вы можете побывать в Индонезии, да еще в комфортной прохладе? Не верите? А зря!
Георгиевский историко-краеведческий музей приглашает вас на выставку «Индонезия - жемчужина экватора».
Выставка представлена московским коллекционером Анатолием Кондратьевичем Гречановским совместно с посольством республики Индонезия. Выставку декоративно-прикладного искусства дополняют работы московского фотожурналиста, автора книг о Юго-Восточной Азии, путешественника Сергея Ковальчука.
Выставка познакомит вас со страной, которую в индонезийской традиции поэтично называют Нусангара – Далекие родные острова, а еще – «жемчужиной экватора».
Или, что, на мой взгляд, более точно, - «бриллиантовым ожерельем экватора».
Действительно, ведь «ожерелье» Индонезии насчитывает 18 000 больших и малых островов. Это самое крупное островное государство в мире. Многие из островов до сих пор безымянны и необитаемы, а 944 – не обжиты. Острова разные по размеру. Территория некоторых - всего лишь 1 гектар. А самые крупные острова – Ява, Бали, Суматра, Калимантан, Комодо и др.
В Индонезии проживает более 250 млн. человек, в силу чего страна занимает 4 место в мире по численности населения. Это страна этнокультурного и религиозного многообразия. В Индонезии мирно сосуществуют приверженцы буддизма, индуизма, христианства (протестанты и католики). Но большинство населения – 88% мусульмане. Что делает Индонезию крупнейшим мусульманским государством мира.
Так же богата и разнообразна здесь природа. Это одно из немногих мест в мире, где природа сохранилась в том виде, как и много лет назад.
Очевидно, что при таком своеобразии уклада жизни, историческом развитии культура тоже будет специфична, если не уникальна.
На нашей выставке вы как раз и увидите свидетельства этому.
Вот изумительные деревянные фигурки – искусство асматов, представителей небольшой этнической группы, которая проживает на побережье Западного Папуа. Практически до середины ХХ века они жили обособленно от всего мира, что и помогло асматам сохранить свои самобытные традиции. И сейчас они предпочитают уединенность, занимаясь сельским хозяйством и, конечно же, резьбой по дереву. Экзотичность этих изделий подчеркивается с помощью орнаментальной резьбы, яркостью цветовых сочетаний и аутентичностью декора.
Фигурки асматов представляют прямо какой-то «женский рай», потому что не мужчины запечатлены за работой, а женщины – в период отдыха. Изумляет динамика фигур, выражение лиц, проработанное до мелочей.
Не случайно Индонезия славится виртуозным овладением этого одного из самых древних ремесел – резьбой по дереву.
Индонезийцы любят изображать животных, людей и мифологических персонажей. Их фигурки служат не только для украшения домов, но часто выполняют защитную функцию в качестве оберега.
А многие из этих фигур, воссозданные с поразительной точностью, с обилием декора, по праву можно отнести к произведениям искусства. Тут и маски, и панно, и композиции, которые стоят того, чтобы их, не торопясь, рассмотреть. Особенно популярны фигурки кошек. Они разнообразны, раскрашены, что придает им своеобразный колорит. Кошки символизируют многое: любовь и преданность, спокойствие и финансовый достаток, благополучие в доме. Такие фигурки дарят молодым семьям. Изображение кошки с котенком – символ материнства. Особенно важен хвост! Он обязательно должен быть поднят кверху – это символ оптимизма!
Индонезийцы славятся и оригинальностью своей одежды. На выставке представлены нарядно и броско декорированные банджу, сурджан, саронги, украшенные кембенами. Это изделия в виде пиджака и юбки – полотна, обертываемого по бедрам.
Интересны и музыкальные инструменты: ударные барабаны с мембранами из буйволиной кожи, тамбурин, ксилофоны из бамбука; струнные – каримба и ребаб; рядом – флейта – сулинг, кастаньеты, маракасы. А еще то, что называется «музыкой ветра». И это надо увидеть.
Музыка Индонезии – это ритмика, которая, собственно обусловлена ритмикой танца. Но это отнюдь не значит, что музыка монотонна и однотипна.
Часть экспонатов раскрывает тему индуизма и буддизма с их сложной философией и обилием персонажей.
Вот легендарный Ганеша – сын Шивы и Парвати - с головой слона. Если вы посетите выставку, вам расскажут, что произошло с Ганешей и почему он изображается с одним бивнем.
Рядом Будда, чье учение дало начало буддизму и привлекло много сторонников к «просветленному».
Без сомнения, посетителей-мужчин не оставит равнодушными оружие, которое очень разнообразно. Легендарные крисы – кинжалы из многослойной стали. Согласно верованиям индонезийцев кинжал сам выбирал себе хозяина и мог даровать как счастье своему владельцу, так и навлечь несчастье. Он также наделялся мистической силой
Меч паранг-иланг – боевое и культовое оружие даяков. Рукоять выполнена в виде стилизованной головы зверя, на которой закреплены пучки козьей шерсти. На ножнах закреплены амулеты.
Вы сможете также увидеть томбаки (копья) томагавк, бумеранг, луки и другие виды оружия.
В экспозиции представлено множество масок, которые использовались в ритуальных, религиозных целях, а также в театре теней. Маски могут быть раскрашенными, украшенными каменьями.
Особую атмосферу залу придают огромные веера, парящие, словно бабочки.
Каждый посетитель откроет что-то интересное для себя. По этой выставке нельзя «пробежать», потому что в основе многого лежат философские размышления.
Ну, а чтобы воспоминания об Индонезии остались у вас надолго, на выставке предусмотрена фотозона.
Приходите! Наш адрес: г. Георгиевск, ул. Лермонтова-Госпитальная, дом 78/103.
Наталия Ильичева,
директор Георгиевского историко-краеведческого музея
Сегодня важная дата – Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф.
38 лет назад случилась по-настоящему страшная, самая крупная техногенная катастрофа XX века – авария на Чернобыльской атомной электростанции. Сразу же после этого погиб 31 человек, а 600 тысяч ликвидаторов последствий аварии получили высокие дозы радиации.
Число пострадавших и масштабы потерь могли быть еще больше, но героизм, самоотверженность и мужество людей, что боролись с этой катастрофой, помогли спасти тысячи жизней. Это великий подвиг, который мы не должны забывать.
Вечная память всем жертвам радиационных аварий и катастроф. Низкий поклон ликвидаторам последствий. Нельзя допустить, чтобы подобное повторилось.
Зайцев Андрей Владимирович
Глава Георгиевского муниципального округа
Ставропольского края