Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Войти
Поиск
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГЛАВЫ (87951) 2-93-53

Здесь живет мое сердце…


Здесь живет мое сердце… 

Города помнят многое: имена и даты, события и судьбы. Георгиевску, которому в этом году исполняется 245 лет, есть о ком и о чем вспомнить. Он видел Суворова и Раевского, Пушкина и Лермонтова, Толстого и Верещагина. Их помнят улицы, которые составляют историческую часть города.

Старый город -изюминка сегодняшнего Георгиевска, в этих узких улочках, кажется, всё еще живут его легенды и были прошлого, проникая в день нынешний. Улицы города, дома - это тоже история. Для тех, чьи семьи не одно поколение живут в Георгиевске, старые улицы и дома особенно милы, потому что они окрашены собственными чувствами и воспоминаниями. В Народном собрании (нынешний городской Дом культуры) мой дед, зайдя однажды поиграть в бильярд, встретил мою бабушку.

Вспоминая об этом, он всегда, смеясь, говорил, что это была его самая удачно закончившаяся партия. В ГОВКе - Георгиевском обществе взаимного кредита (ныне Дом детского творчества) мой прадедушка, будучи человеком прямо-таки детской наивности, крайне неудачно в своё время пытался преуспеть в бизнесе.

На улице Московской (ранее - Ярмарочной) стоит и по сей день здание моего детсада №5 (рядом с психологическим центром «Лира»). Тогда мы, конечно, не знали, что располагаемся в особняке Миленкова (если быть точной, Миленького!) Ивана Григорьевича - владельца кожевенно-скорняжного производства. Дом был на редкость уютным, зимой теплым, летом прохладным. Даже лазание по лесенке из полуподвального помещения воспринималось, как таинственное приключение.

На улице Арсенальной (сохранившей название с тех давних пор) располагается здание моей школы №1 – бывшее реальное училище, впечатляющее основательностью и строгостью классицизма.

И так у каждого…Старинные здания и улицы полны очарования. В них - сама история. Посмотрите, как добротно они выстроены, эти дома. С какой любовью и заботой о тех, кто в них будет жить. Посмотрите на швы между кирпичами: они до сих пор не утратили рельефности!

Сработано на совесть. Иначе были не приучены. Хотя вряд ли знали, что еще Плутарх в свое время заметил: «Проворство и быстрота в работе не придают творению ни монументального характера, ни длительной ценности, ни совершенной красоты. Время, которое затрачено на произведение в виде труда, является как бы капиталом, отданным под проценты...».

Архитектурные сооружения и есть капитал. Не случайно говорят: «историческое наследие», «историческое богатство». Чем более вещественных свидетельств былого сохранилось в городе, тем значительнее и богаче сама история. Да одно лишь наличие памятников архитектуры делает жизнь в нём менее скучной. В однородной массе построек они различимы, как яркие индивидуальности.

Говорят, архитектура - застывшая музыка. Наш город, конечно, не звучит симфонией. Это, скорее, музыка городского романса. Незатейливая, но милая, берущая за душу. Давайте еще раз пройдемся с вами по старому городу!

Центральными его улицами были Александровская (Октябрьская), Московская (Лермонтова). Хочу попутно заметить, что нынешняя улица Лермонтова состояла как бы из двух частей: одна - от пересечения с нынешней улицей Горийской и до церкви - носила имя Михаила Тариэловича Лорис-Меликова, автора проекта первой российской Конституции, разрабатывающейся в период реформ Александра II, но так и не увидевшей свет.

Если помните, после убийства царя его преемник Александр III решил, что произведенные реформы уже и так дали слишком много свободы: государь убит. До новых ли конституционных свобод?..

Улица, получившая название в честь великой княжны Ольги, носит теперь имя Пушкина, Большая Мещанская - Ленина, Базарная, Калинина. Носили наши улицы и названия своих соседей - городов и станиц.

Так, улица Тимирязева была Лысогорской, Герцена - Незлобненской, Красных Партизан - Подгорненской, Орджоникидзе - Владикавказской.

До наших дней с первоначальными именами сохранились только Пятигорская и Ессентукская. У улиц, находившихся на территории крепости, особая история. Они получали и соответствующие названия: Крепостная (Свободы), Воронцовская в честь наместника Кавказа (Красноармейская), Ермоловская (Комсомольская), Инженерная (Суворова), Овражная (Грибоедова). Улица Горийская носила название Почтовой, так как там располагалась почтово-телеграфная станция. Госпитальная вела к военным госпиталям. Улицы им. П.М.Однобокова и Пио нерская назывались, соответственно, 1-я и 2-я Сенная, т.к. там с возов торговали сеном.

В 1912 году по проекту известнейшего на Кавказских Минеральных Водах архитектора Эммануила Ходжаева было построено здание ГОВКА - Георгиевского общества взаимного кредита (сейчас Дом детского творчества). Здесь оформляли сделки, подыскивали компаньонов, объединялись в товарищества. А ударив по рукам, необходимо было решить и денежные вопросы.

Как раз напротив располагалось Георгиевское отделение Азово-Донского коммерческого банка (сейчас здесь загс). Всё рядом: не любили бородачи-предприниматели время попусту терять. Административным зданием являлась Городская управа (ныне прокуратура). Ранее на здании была угловая башенка, служившая пожарным для наблюдения. Это было актуально, учитывая, что дома Георгиевска были турлучными, под камышовыми крышами.

Город за свою историю не раз выгорал дотла. Так что пожарная команда в конце ХIХвека насчитывала пять пожарных при двух насосах и семи бочках.

На углу улиц Большой Мещанской и Александровской построил гостиницу врач Гюберт, назвав ее, с претензией, «Лувр» (ныне концертный зал музыкальной школы). В городском музее хранится реклама этой первоклассной гостиницы: «Адрес - Новый бульвар. Вблизи банковских учреждений и крупных торговых фирм...

18 роскошно обставленных номеров, ценою от 1 рубля до 5 рублей в сутки, месячно - особая уступка. Ванна. Электрическое освещение. Кафе - ресторан и кабинеты. Имеются пианино, два биллиарда. Вина лучших марок. Ежедневно свежая провизия. Форель, стерлядь, раки, икра свежая зернистая. Донской балык. Ветчина. На свежесть провизии обращено особое внимание».

Но больше всего поражает другое: форма данного предприятия - товарищество на вере! Теперь объединяются по финансовым, экономическим и политическим соображениям, но, чтобы на вере?! Или так надежно было слово купеческое?

Чуть дальше, на углу Большой Мещанской и Ольгинской, стоял этаким щеголем изысканный особняк Белоусова. Георгиевцы, наверное, помнят, как тут была детская поликлиника, потом музей... Выполненное по проекту петербургских мастеров, здание как бы привносило столичный шик в провинциальную архитектуру. С одной стороны, к особняку примыкал стеклянный павильон зимнего сада, с другой - конюшни, в которых содержались рысаки для выездов.

Красавцев своих загулявший хозяин мог позволить себе искупать и в шампанском, под настроение...

А какая роскошь отделки ожидала внутри!

Какая дивная потолочная лепнина с рисунками украшала парадные залы! Какие монументальные дубовые двери отсекали малейшие звуки, их не смогло покоробить даже время. Окна имели различную форму. На второй этаж вела винтовая деревянная лестница, которая, в силу своей разумной конструкции не напрягала ноги и не раздражала скрипом. Входя, ты словно окунался в атмосферу званых вечеров, балов и приёмов, душа словно воспаряла к чему-т изысканному и изящному. Как у нас, музейщиков, плачет душа по бывшему дому! Заброшенность... Разрушающиеся здания напоминают мне стариков, ставших ненужными детям и внукам, горько доживающих свою старость.

Исторический центр города монументально обозначал Вознесенский собор. Он стоял приблизительно там, где находился до недавнего времени магазин «Школьник». В 1934 году его взорвали, разорвав при этом и души многих горожан. Перед собором, вбирая практически и нынешнюю площадь Победы, располагалась Базарная площадь, принимающая крупнейшие ярмарки на всём Северном Кавказе.

В начале улицы Александровской выделяется своим строгим изяществом дом врача Соболева (Октябрьская,35). А вот дом город ского головы Головина (здание, в котором размещался штаб Поста №1 у мемориала «Огонь Вечной Славы»). Отрезок улицы Базарной от дома Головина до магазина «Факел» (работал до недавнего времени) назывался Головинским переулком.

Вечером нарядная публика сходилась к кинотеатру Кривозубенко (разрушенный кинотеатр «Ударник»). Помня оригинальность этого здания, нельзя не пожалеть о его утрате. Как он напоминал кинотеатр Ханжонкова в Москве! Здесь наши прабабушки впервые увидели Ивана Мозжухина и Веру Холодную, Игоря Ильинского и Чарли Чаплина, первые фильмы «Тарзан», «Молчи, грусть, молчи...» Здесь перед сеансом совсем по столичному в фойе играло трио: Г. Иванченко (пианино), М. Роттенштейн (виолончель), И.Иванов (аккордеон). Это была Музыка! И какие чувства она вызывала, как кружилась голова, трепетало и рвалось ввысь сердце, знают только те, кто это помнит. К сожалению, традиция перед сеансами предлагать зрителям еще и концертную программу ушла в прошлое и, похоже, безвозвратно. Перешли на пиццу и попкорн с пивом. А жаль...

Теперь по старому бульвару, мимо дома генерал - майора Грушевого (Управление культуры и туризма), особняка Дара (где ныне располагается музей), дома Бабанина (жилой дом) отправимся в парк.

Зеленая аллея посреди улицы словно убегает от суеты городского центра. Бульвары всегда и везде создают какое-то приподнятое настроение. Здесь встречаются и расстаются, прогуливаются с детьми, общаются со знакомыми, отдыхают. Бульвары - это голоса и музыка, доносящаяся вечером из распахнутых освещенных окон, это торопливые шаги запоздалого прохожего.

Виды нашего парка запечатлены на открытках, выпущенных издательством Суворин и КО., г. Санкт-Петербург, в 1914 году. В парке были уединенные беседки и нарядные цветники, аллеи и дарящие прохладу фонтаны.

Там устраивались гулянья, вспыхивал фейерверк, пары вальсировали под музыку духового оркестра.

Таким он был, наш город. Думаю, вы согласитесь со мной, что культура города – это и его облик, это опыт прошлого и осмысление настоящего, ибо верно говорится: мы делаем город, а город делает нас. Вот почему так очевидна важность преемственности не только культурной, но и архитектурной.

Нельзя непродуманным строительством отсекать прошлое от будущего. И как бы кому ни нравилось здание на углу улиц Ленина и Октябрьской, окружающую архитектуру бывших солидных зданий («Лувр» ГОВК, загс) оно опустило до уровня хат. Вот на это, собственно, и обращал внимание архитекторов российский президент во время посещения КМВ: стекла и бетона хватает, историю бысохранить, не утратить уникальность.

Безусловно, город должен молодеть. Но не следует забывать, что старость и ветхость - разные понятия. Просто у памятников, как и у людей, должна быть достойная старость. Когда наш город будет согрет нашим теплом и заботой, многие из нас вслед за поэтом повторят: «Охота к перемене мест – весьма мучительное свойство, не многих добровольный крест...» Ведь что такое город? Это не только место, где живем мы, но и место, где живет наше сердце.

 

Наталия Ильичева, директор

Георгиевского историко-краеведческого музея




Количество показов: 422
Дата изменения: 23.09.2022 18:05:39

Возврат к списку


Зайцев Андрей Владимирович

Глава Георгиевского муниципального округа
Ставропольского края