Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Войти
Поиск
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГЛАВЫ (87951) 2-93-53

Что нужно знать о коммунальных услугах

03.09.2018
ЖКХ

Что нужно знать о коммунальных услугах

Новости в «Школе грамотного потребителя» 

В администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края 31 августа 2018 г. состоялся сорок пятый семинар. На семинаре присутствовали   представители ТСЖ, ТИВК, ЖСК, ТОСов и председатели советов домов.

Занятие прошло по теме «Порядок предоставления коммунальных услуг: понятие «исполнитель коммунальных услуг», границы ответственности, штрафы». Начальник отдела жилищного контроля, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства УЖКХ администрации Георгиевского городского округа Николай Маркарян рассказал собравшимся о требованиях к предоставлению коммунальных услуг на основании Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2014 г. № 354 (далее – Правила № 354).

К коммунальным услугам относятся:

·       холодное водоснабжение

·       горячее водоснабжение

·       водоотведение

·       отопление

·       электроснабжение

·       газоснабжение

·       обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Кроме того, коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению подразделяются на:

· услуги индивидуального потребления, то есть расходуемые лицами, пользующимися жилыми и нежилыми помещениями, непосредственно в них самих;

·  услуги, потребляемые на содержание общего имущества и обеспечение его функционирования (статья 40. раздела VI Правил № 354).

Конкретный перечень коммунальных услуг, предоставляемых жильцам конкретного многоквартирного дома (МКД) зависит от уровня благоустройства данного дома. Исполнитель коммунальных услуг – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги. 

Исполнителями коммунальных услуг могут выступать:

·     управляющие компании (УК)

· товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), специализированные потребительские кооперативы (СПК)

·     ресурсоснабжающие организации (РСО).

Если в многоквартирном доме (МКД) в качестве способа управления выбрано управление УК, ТСЖ, ЖСК или СПК, то указанные организации по умолчанию являются исполнителями коммунальных услуг (ч.1 ст. 135, ч. 2.2, 2.3, 12 ст. 161, ч.2 ст. 164 Жилищного кодекса), то есть несут ответственность за предоставление коммунальных услуг внутри дома.

При этом предоставление коммунальных услуг собственникам указанными организациями возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсо-снабжающей организацией (РСО) согласно п. 6 раздела II Правил №354.

РСО в этом случае отвечает лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы балансовой принадлежности сетей к исполнителю коммунальной услуги.

Точное разграничение балансовой принадлежности сетей, а значит и зон ответственности за них между РСО и управляющей организацией (УК, ТСЖ, ЖСК или СПК), выбранной в доме, осуществляется в договоре поставки коммунального ресурса между указанными организациями или в приложении к нему.

Вместе с тем, даже выбрав в доме УК или ТСЖ, собственники имеют право принять на общем собрании решение о переходе на «прямые расчеты» с РСО и регоператором по обращению с ТКО в обход управляющих компаний (статья 157.2 Жилищного кодекса). В этом случае исполнителем коммунальных услуг, по которым принято указанное решение, будет являться РСО и/или регоператор по обращению с ТКО. Соответственно, они и будут нести ответственность за предоставление указанных услуг до конечного потребителя.

Данный закон также предусматривает возможность автоматического перехода на «прямые договоры» с потребителями в случае, если у управляющей компании есть задолженность перед РСО более чем за два месяца. Процесс перехода в этом случае инициирует поставщик ресурса.

Ну и наконец, РСО являются исполнителем всех коммунальных услуг, предоставляемых МКД в случае, когда в нем в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений (п.9 статьи 157.2 Жилищного кодекса).

Николай Андреевич обратил внимание на то, что требования к качеству коммунальных услуг, а также допустимые перерывы в их предоставлении закреплены в приложении № 1 к Правилам № 354. Для каждого вида коммунальной услуги они индивидуальны. 

Виды коммунальных услуг 

Холодное водоснабжение должно быть доступно собственникам помещений МКД круглосуточно в течение всего года. При этом общая продолжительность перерывов в подаче холодной воды в течение месяца не должна превышать 8 часов, а единовременное отключение от холодного водоснабжения не должно превышать 4 часа подряд. Оба случая допустимы только при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения.

Также холодная вода должна предоставляться надлежащего качества по составу (соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01) и давлению подачи.

Горячее водоснабжение так же, как и холодное, должно осуществляться круглосуточно в течение всего года. Допустимая продолжительность перерывов такая же, как и для холодного водоснабжения. Но в случае, если авария произошла на тупиковой магистрали, перерыв может составлять до 24 часов. Кроме того, допустим перерыв в подаче коммунальной услуги до 14 дней в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.

!!! Горячая вода должна предоставляться надлежащей температуры. Температура горячей воды для конечного потребителя должна составлять от 60°C до 75°C (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимое отклонение температуры горячей воды в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°C. В соответствии с прим. 2 к приложению № 1 перед определением температуры горячей воды производится слив воды в течение не более 3 минут.

Горячая вода, как и холодная, должна предоставляться надлежащего качества по составу (СанПиН 2.1.4.2496-09) и давлению подачи.

Водоотведение. Бесперебойно, круглосуточно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва водоотведения составляет не более 8 часов суммарно в течение 1 месяца или 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

Электроснабжение потребителей должно осуществляться бесперебойно, круглосуточно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа - при наличии 1 источника питания. Электрическая энергия должна предоставляться надлежащего качества: установленного напряжения и частоты электрического тока (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92).

Газоснабжение должно осуществляться бесперебойно, круглосуточно в течение всего года. Допустимая продолжительность перерыва газоснабжения - не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.

Подаваемый газ по своим свойствам должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 5542-87).

Еще один важный для газоснабжения показатель – это давление предоставляемого газа, которое должно составлять в норме от 0,0012 МПа до 0,003 МПа. Отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается.

Отопление должно осуществляться круглосуточно, бесперебойно в течение отопительного периода. Отопление должно обеспечивать надлежащую температуру в помещениях.

Допустимая продолжительность перерыва отопления регламентирована Правилами № 354 (приложение 1) и зависит от температуры воздуха в жилых помещениях. Например, при температуре воздуха в квартире от +12 °C, перерыв отопления не должен превышать 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца или не более 16 часов единовременно.

Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается.

Вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления должен осуществляться:

·    в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток,

·     в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Допустимое отклонение сроков:

·       не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;

·       не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;

·       не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C

!!! Если коммунальные услуги предоставляются с перерывами, превышающими установленную продолжительность или ненадлежащего качества, потребитель вправе зафиксировать данный факт путем актирования и потребовать от исполнителя произвести перерасчет платы в сторону уменьшения. 

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из двух составляющих:

·       тариф на коммунальный ресурс;

·       объем потребления коммунального ресурса.

Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса – кубометра воды (сточных вод), газа, киловатта электрической энергии, гигакалории тепловой энергии – в денежном выражении.

В Ставропольском крае тарифы на коммунальные услуги устанавливает региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее – РТК).

Что касается горячего водоснабжения, то начиная с 2013 года, конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды, поставляемой потребителям, регулированию не подлежит. Конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды является расчетной величиной, размер которой зависит как от тарифов на используемые при её приготовлении коммунальные ресурсы (тепловую энергию и исходную холодную воду), устанавливаемых органом регулирования, так и от объема тепловой энергии, потребленной для нужд горячего водоснабжения.

!!! Никто из иных участников жилищно-коммунальных отношений не вправе устанавливать или утверждать тарифы на коммунальные ресурсы.

Объем потребленного коммунального ресурса определяется тремя способами:

·   по показаниям индивидуального (квартирного) прибора учета, если потребитель вовремя передал их исполнителю коммунальной услуги;

· по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса, если потребитель имеет функционирующий прибор учета, но по каким-то причинам вовремя не передал показания потребления за месяц. В этом случае среднемесячный показатель потребления рассчитывается исходя из объемов потребления за предыдущие шесть месяцев;

·   по нормативу, утвержденному нормативно-правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, исходя из количества проживающих граждан. Данный способ применяется, если потребитель не установил поквартирные приборы учета или не передавал их показания более трех месяцев.

Проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги отнесена к полномочиям управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по адресу:

355000, г. Ставрополь,

ул. Войтика, 10/1,

тел. (8652)28-30-80,

e-mail: nadzor26@stavregion.ru.

 

Николай Андреевич разъяснил жителям, что управляющую компанию, ТСЖ или ЖСК можно оштрафовать за неверно начисленную плату за жилищные и, если она является исполнителем, коммунальные услуги. Если в МКД действует схема «прямых договоров», штраф заплатит РСО. Механизм привлечения исполнителей жилищно-коммунальных услуг к финансовой ответственности за нарушения порядка расчета платы прописан в 156 и 157 статьях Жилищного кодекса.

В качестве наказания за необоснованное увеличение платы за жилищные и коммунальные услуги (водо, электро-, тепло-, газоснабжение и водоотведение) определен штраф в размере 50% от суммы превышения начисленной платы.

Для применения этой санкции потребитель, обнаружив в квитанции суммы, не соответствующие действительности, может направить в адрес организации, управляющей домом/исполнителю коммунальных услуг (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК или РСО), заявление о выплате штрафа. Исполнителю отводится 30 дней на проведение проверки и принятие решения.

Если факт нарушения подтвердится, управляющая организация обязана сделать перерасчет и сверх того – в течение двух месяцев со дня получения обращения выплатить внимательному потребителю штраф. Правда, не в натуральном виде, а путем уменьшения размера платы за коммунальную услугу. Для наглядности штраф будет отражен в платежном документе отдельной строкой.

При этом закон предусматривает два случая, когда управляющая организация сможет избежать наказания за неверные расчеты:

•   нарушение произошло по вине самого потребителя (к примеру, неверно поданы показания приборов учета);

•    нарушение устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

По завершении лекции жители задавали вопросы специалисту, на которые получили соответствующие ответы.



Количество показов: 1128
Дата изменения: 03.09.2018 16:30:12

Возврат к списку


Зайцев Андрей Владимирович

Глава Георгиевского муниципального округа
Ставропольского края